Восточный коридор Производство: "Беларусьфильм" Год выпуска: 1966 Премьера: 19 февраля 1968 г. Страна: СССР Жанр: Военная драма Продолжительность: 1:37:26 Режиссёр: Валентин Виноградов В ролях: Регимантас Адомайтис ... Иван Лобач, Викторас Плютс ... Китов, Людмила Абрамова ... Лена, Валентина Асланова (Нехорошева), Глеб Глебов, Е. Рысина, Б. Марков, Владимир Кашпур ... Константин, Николай Барабанов ... Громмер, Бронюс Бабкаускас ... Франц Сергеевич, Волдемар Акуратерс, Валентина Титова ... Людмила, 1943 год. Минское подполье. Бросив тень предательства на одного из подпольщиков, гестаповцы пытаются расколоть единство арестованных. Прежде чем те окончательно убедятся в том, что предателей среди них все-таки нет и будут готовы к побегу, они переживут неимоверно трудные дни совместного бытия... Это история человека, живущего в оккупированном мире, где реальность постепенно становится ирреальной - в мире смещенных координат становится непонятно, кто друг, кто враг, кто подпольщик, кто предатель. В начале фильма невеста главного героя Ивана (роль которого играет Регимантас Адомайтис) получает приказ от командира партизанского отряда зарубить Ивана топором, потому что он «гад». Казнь не состоится - Ивану удастся оправдаться перед ней. Далее он будет в одиночку пытаться отстоять свое доброе имя, очертя голову, бросаться взрывать, убивать, совершать диверсии. И конец его будет закономерен - он погибнет, ибо действия его потеряют всякий смысл. Доп. информация: Судьба картины "Восточный коридор" - трагична. Достаточно сказать, что в 1967 году в Кишинёве прошел 7-ой кинофестиваль Прибалтийских республик, Беларуси и Молдавии, на котором фильм "Восточный коридор" был признан антихудожественным и снят с конкурса. После этого о фильме забыли, на протяжении многих лет о нем никто не слышал, его никто не видел. Режиссёр фильма – Валентин Виноградов – был уволен с киностудии, фактически, отстранен от кинематографа. А фильм "Восточный коридор" критики назвали "эстетизацией жестокости". "Восточный коридор" действительно стоит особняком в ряду работ белорусских кинематографистов, снятых в то время. Надо сказать, что первая работа Виноградова – "Письма живым" о Вере Хоружей был воспринят достаточно положительно. Даже жанр притчи, в котором его представил режиссёр, не раздражал. В верхах попросили снять фильм о войне. При работе над материалом совместно со сценаристом – Алесем Кучарой – были найдены весьма любопытные судьбы героев минского подполья. Напомним, что судьба минского подполья была печальной. Почти все его участники были арестованы и казнены. Только немногим удалось спастись. И создатели фильма хотели показать войну такой, какая она есть – не с точки зрения воюющей армии, а с точки зрения сопротивления оккупированных территорий. Более того, создатели картины потом признавались, что чем больше изучали материал, тем больше убеждались, что не будут снимать традиционный фильм о войне. Критики потом отметят, что при всех полярных отношениях к картине, она – единственная, снятая на "Беларусьфильме", где была попытка затронуть тему Холокоста, возможно, тему – долготерпения, причем, в высшем – философском - смысле этого слова. Материал был близок как режиссёру, так и сценаристу. Надо сказать, что Валентин Виноградов окончил главный кинематографический вуз страны, который считался островком свободомыслия и диссиденства. Вместе с ним учились Тарковский, Шукшин и Гордон. Сценарист Алексей Кучара – весельчак в быту, обладал философским складом ума, что, разумеется, отразилась в его работе. Потом скажут, если бы не оценка фильма приверженцами соцреализма, он мог бы повторить судьбу картины "Летят журавли". Но фильм был признан антихудожественным, и не просто положен на полку – забыт. А между тем, создатели нашли весьма необычные декорации. Сцены снимались в Литве и Мирском замке. Который в то время являл собой весьма плачевное зрелище. Виноградов предпочитал работать с не растиражированными лицами. Потому приглашал малоизвестных в то время актеров, а то и вообще – непрофессионалов. Так, на главную роль был приглашен неизвестный пока Регинатас Адомайтис. Непонимание и неприятие фильма руководством страны сделало невозможным его прокат. Рассказывают, что во время просмотра Петр Машеров, встал в середине фильма – и вышел. А секретарь ЦК КПБ по культуре, который дал положительную оценку фильму, спешно был отправлен послом в Польшу. В кинематографическом мире ополчились не только на режиссёра, но и на его тандем со сценаристом. И только во время перестройки о картине вспомнили. На 30-ом международном кинофестивале его включили в программу в номинации "Советский авангардизм". По материалам ОНТ.